Вопросы о вере в Бога

Христос воскрес! Воистину воскрес?

приглашенный автор: Павел Столяров, Центр апологетических исследований

Вера в телесное воскресение Иисуса Христа, наверное, самое трудное препятствие на пути к христианству.

Можно легко поверить, что Библия — это книга мудрости, что душа существует, а молитва помогает. Но поверить, что Иисус Христос умер, а потом воскрес телесно, это уже что-то сказочное. Многие думают, что дело было не так — это уже потом ученики Христа придумали историю о воскресении. 

Почему же так сложно поверить в воскресение? Наверное, потому, что мы считаем, что люди не воскресают, и не верим в возможность чудес?

Если и вы так думаете, то вы в большинстве. Но определяется ли истина большинством? 

Я и сам так когда-то думал. Поэтому решил исследовать для себя, существуют ли серьезные основания для веры в воскресения Иисуса Христа?

На самом деле, этот вопрос оказался непростым и ответ на него может занять тома богословской и научной литературы. Но я хочу предложить вам ключи, которые помогли мне открыть тайну воскресения.

 

Первый ключ — существование Бога

Обычно критика воскресения начинается с того, что настоящих чудес не происходит. То есть не бывает экстраординарных событий, причиной которых не являются законы и объекты нашего мира.

Но если допустить, что существует Бог, то отрицать чудеса становится сложно. Наши наблюдения и размышления убеждают, что идея Бога непротиворечива. Даже наоборот, существование Бога объясняет возникновение мира, а замысел Бога является наилучшим объяснением сложного устройство вселенной и человека.

Другими словами, существование Бога не только вероятно, но и лучшим образом согласовывает большинство известных фактов о мире. Поэтому скорее Он существует, чем Его нет. 

Однако христианство возводит вопрос о существовании Бога на самый высокий уровень. Оно заявляет, что Бог обладает особыми качествами — любовью и благостью. И если такой Бог существует, то Он не оставит человека без помощи.

И Бог не оставил людей в своей беспомощности, в грехе и страдании. Придя в этот мир Человеком, Он стал подобен нам, чтобы принять наказание на Себя и искупить нас перед Законом. И Он дал избавление человеку от греха и смерти.

Профессор Оксфордского университета Ричард Суинберн писал об этом так: «Любое серьезное размышление о том, как добрый Творец может отреагировать на страдания и греховность сотворенных Им людей, неизбежно приводит нас к предположению, что Он должен воплотиться».(1)

 

Второй ключ — свидетельства истории

Да, таких свидетельств не слишком много, но их достаточно, чтобы убежденно говорить об этом событии.

Иудейская и римская пропаганда пыталась уничтожить весть о воскресении с самого начала. Фарисеи, религиозные лидеры того времени, проплатили слухи о том, что ученики выкрали тело из гробницы, а римляне создавали истории о якобы похожих пророках. Но подобные усилия остались тщетны и христианство распространялось так быстро, что даже римские начальники удивлялись этому.

В конце первого века Плиний Младший в письме Траяну писал об этом: «Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьезного разбирательства… Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами…».(2)

Важно отметить, что воскресение Иисуса Христа — проверяемый исторический факт.

Ни одно другое событие древнего мира не было задокументировано так обстоятельно, как последние годы жизни Христа, Его смерть и воскресение. Считается, что на достоверность событий прошлого указывают наличие свидетельств очевидцев, внутренняя согласованность повествования, надежность источников и неудобство свидетельств для самих очевидцев.

История воскресения с успехом проходит по всем этим критериям. Ни один серьезный ученый в наше время не отрицает, что:

  1. Иисус Христос жил в Палестине I века н. э.

  2. Он умер.

  3. Его гроб оказался пустым.

  4. Его ученики были уверены, что видели Его живым после смерти.

     

Третий ключ — Евангелия и свидетельства Апостолов

Где-то до середины двадцатого века считалось, что Евангелия не заслуживают доверия потому что были написаны через большой промежуток времени, т. е. не свидетелями. Другой довод был в том, что сведения были искажены при переписке. Однако сегодня это сильно устаревшее мнение.

Под давлением археологических и текстологических открытий датировки написания Евангелий были ограничены первым веком от Р. Х. Евангелисты при этом не были изобличены ни в одной существенной ошибке или подтасовке фактов. В итоге, у нас нет ни одного серьезного исторического повода не доверять текстам Нового Завета

Новый Завет пронизан проповедью о воскресшем Спасителе. Задумайтесь, зачем ученикам было создавать такую непопулярную и легко опровергаемую историю о воскресении своего Учителя? Они же могли воспользоваться любой модной в то время идеей, а не раздражать власти и публику.

Но апостолы учили о воскресшем Христе и приняли мученическую смерть потому, что сами видели Христа живым. Люди могут погибнуть за ложь, думая, что это правда, но вряд ли они пойдут на смерть, зная, что умирают за ложь.

Таким образом, христианские тексты и история Церкви ясно свидетельствует, что сотни людей видели воскресшего Христа и тысячи верили в это с самого начала существования христиан. Евсевий Кесарийский свидетельствует о начале проповеди Церкви так: «Дивное Воскресение Спасителя нашего и Вознесение Его были известны уже многим».(3)

 

Четвертый ключ — личность Иисуса Христа

Каждому исследователю воскресения приходится ответить на вопрос — Кем Иисус Христос был на самом деле? Он слишком не похож на обманщика, махинатора и тем более на сумасшедшего философа.

Его жизнь, слова и дела красноречиво говорят о Его уникальности и чистоте Его образа. Учение и история Христа гармоничны и совершенны для того, чтобы быть выдуманными. Его деяния и чудеса подтверждают истинность Его утверждений. Если мы просто согласимся с тем образом Христа, который изображен в Евангелиях, то обретем четвертый ключ к пониманию воскресения. 

В итоге, вера в воскресшего Христа объясняет нам все факты о Нем, подтверждается историей, текстологией и философски непротиворечиво описывает мир. Но самое главное, эта вера дает нам встретиться с Самим Христом лично. 

Воскресение — это мастер-ключ, который открывает смысл христианства. Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти каждого. Он пострадал, чтобы мы не страдали, Он умер, чтобы мы не погибли, Он воскрес из мертвых, чтобы проложить нам дорогу в вечную жизнь. 

Поэтому, когда мы размышляем о воскресении, то важно не упустить возможность, которую Бог дает нам сегодня. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Евангелие от Иоанна 3:16-17).

И если вы поверите в чудо воскресения, то не лишите себя ничего, разве что придется отказаться от своих грехов. При этом вы приобретете самое ценное — вечную жизнь во Христе, ибо «дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Послание к Римлянам 6:23).

 

(1) Суинберн Р., Воскресение Бога воплощенного. «ББИ», 2008. с. 304
(2) Из переписки Плиния Младшего и императора Траяна. Письмо 96.
(3) Церковная история. Кн.2. 2:1

 

 

Появились вопросы? Хотите поговорить с кем-то об этой теме?


Помните — вы не одни!

Если у вас появились вопросы или вы хотите поделиться чем-то, что вас беспокоит, просто заполните эту форму. Мы свяжемся с вами, чтобы выслушать и поддержать. Все вопросы и разговоры полностью конфиденциальны.

Enable javascript in your browser if this form does not load.

© 2020-2024 Религиозная организация евангельских христиан Ассоциация христианских миссий «Новая жизнь»